Типично развивающиеся дети осваивают коммуникацию, язык и речь без специального обучения – с первых дней жизни они общаются с близкими людьми, учатся произносить звуки, осваивают новые слова и то, как соединять их в предложения. Детей с аутизмом необходимо специальным образом обучать многим из этих навыков, причем одновременно. Условием успеха является также интенсивность программы.

Логопед Джессика Мэтни (Школа для детей со зрительными нарушениями, Нью-Мексико, США) отвечает на вопросы о нарушениях речи у детей с аутизмом.

Речь является сложным процессом. Для воспроизведения звуков используются около 100 мышц губ, неба, языка, гортани, а также зубы. Для детей с двигательными нарушениями скоординировать движения всех этих мышц может быть очень сложно. Также этот процесс требует координации дыхания – легких и диафрагмы.

Дыхание может нарушаться из-за тонуса, позы, из-за постуральных нарушений. Помимо мышц и координации дыхания задействуются соответствующие когнитивные функции, позволяющие понять, что именно сказать и какие слова при этом использовать. Важно помнить, что для коммуникации можно использовать не только речь.

Способствуют ли двигательные занятия и упражнения для мелкой моторики развитию речи ребенка с аутизмом?

«Нет доказательств, что развитие мелкой моторики (например, бисероплетение) способствует развитию речи. Также 10 из 11 исследований показали, что развитию речи не способствует артикуляционная гимнастика. Если дудеть в дудку, надувать пузыри, свистеть, это не станет эффективной и научно доказанной программой помощи в развитии речи», – комментирует Джессика Мэтни.

Ключевые дефициты человека с аутизмом в первую очередь касаются коммуникации, а не речи. Альтернативная и дополнительная коммуникация (карточки для ответов, написание текста на бумаге, сценарии) важна для людей разного возраста, начиная с очень раннего и вплоть до взрослого. Доказано, что использование дополнительной коммуникации способствует развитию речи.