Права детей

В мире в настоящее время насчитывается 240 млн детей-инвалидов. Их права нарушаются уже с момента их рождения: таких детей зачастую не регистрируют, помещают в интернаты, лишают права на уход, медицинскую помощь, семью, образование и жилище.

О нарушении прав детей с ограниченными возможностями говорится в новом докладе международной организации ЮНИСЕФ, действующая под эгидой Организации Объединённых Наций (ООН). В документе описывают масштабы лишений, с которыми сталкивается такие дети в жизни.

«Это новое исследование подтверждает то, что мы уже знали: дети с ограниченными возможностями сталкиваются с многочисленными и часто усугубляющимися проблемами в реализации своих прав», – заявила Исполнительный директор ЮНИСЕФ Генриетта Фор.

Доклад ЮНИСЕФ представляет данные, собранные в 42 странах по 60 показателям, определяющим благополучие детей, от питания, здоровья и образования – до доступа к воде и средствам санитарии, защиты от насилия и эксплуатации.

Отмечается, что качество жизни детей с инвалидностью во многом зависит от целого ряда факторов: от типа инвалидности, места жительства ребенка и того, к каким услугам он может получить доступ. Необходимо учитывать все факторы при разработке целенаправленных решений, направленных на устранение неравенства.

Одна из основных тем, рассматриваемых в докладе – доступ к образованию. Несмотря на общепринятое мнение о важности доступа к образованию, дети с инвалидностью по-прежнему в этом отстают.

«Инклюзивное образование нельзя считать роскошью. Дети с инвалидностью были слишком долго подвержены таким исключающим из жизни общества мерам, которые не должны затрагивать ни одного ребенка. Мой жизненный опыт в качестве женщины с инвалидностью – тому подтверждение», – говорит 20-летняя Мария Александрова, активист ЮНИСЕФ из Болгарии, выступающая в поддержку инклюзивного образования для детей с инвалидностью.

Мария Александрова уверена, что ни один ребенок, особенно из числа инвалидов, не должен отстаивать свои основные права человека в одиночку.

Эксперты фонда подчеркивают, что правительства должны работать вместе с людьми с инвалидностью над устранением физических, коммуникационных и поведенческих барьеров, которые изолируют их от общества, а также обеспечить регистрацию рождений, инклюзивные услуги в сфере здравоохранения, питания и водоснабжения, справедливое образование и доступ к ассистивным технологиям. Они также должны работать над искоренением стигмы и дискриминации.

Согласно результатам исследования, численность детей-инвалидов выше, чем предполагалось ранее. Это связано и с раширением критериев инвалидности – например, теперь учитываются такие состояния как тревога и депрессия.