В настоящее время российская сфера здравоохранения обладает всеми ресурсами для наращивания экспорта медицинских услуг. В ходе дискуссии «Медицина на экспорт: возможности рынков АТР», состоявшейся 2 сентября в рамках Восточного экономического форума, обсуждадись вопросы медицинского туризма в России.

По словам Салагай Олега, заместителя Министра здравоохранения России, главой государства поставлена амбициозная задача по увеличению экспорта медицинских услуг по сравнению с 2017 годом в 4 раза — до 1 млрд USD.

«Несмотря на исполнение показателей профильного федерального проекта, Россия пока занимает 41ю строчку в рейтинге „Индекс медицинского туризма“ за 2020-2021 годы. Надо отметить, что этот рейтинг уделяет значительное внимание сопутствующим сервисам, а не только оценивает медицинские услуги», — рассказала Изотова Галина, заместитель председателя, Счетной палаты Российской Федерации.

В ходе дискуссии было отмечено, что в проекте по экспорту медуслуг и вопросами о получении медицинской помощи в России участвуют 70 субъектов РФ. А около 85% из 3,9 млн иностранных граждан получили помощь в медучреждениях этих субъектов. Заместитель министра здравоохранения РФ подчеркнул, что высокотехнологичная помощь оказывается не только в федеральных медцентрах, но также и в региональных.

Среди основных проблем медицинского туризма били отмечены:

  • отсутствие полного и доступного информирования иностранных клиентов об услугах медицины В России,
  • не все колл-центры в своем составе имеют сотрудников, владеющих английским языком,
  • в мире сохранились устаревшие представления, снижающие уровень доверия к российской медицине.

Различие в менталитетах между российскими медработниками и иностранными клиентами также ухудшает представление о российской медицине.

В заключении дискуссии многие из участников согласились с тем, что для проработки планов развития медицинского туризма и передачи опыта, необходимо рассматривать создание медицинских кластеров, рабочих групп и школ. А для привлечения иностранных пациентов в стране необходимо построить клиентоориентированную модель работы всей медицинской сферы.