Страховые медицинские организации представили основную пятерку нарушений, выявленных экспертами качества медицинской помощи по результатам жалоб, с которыми пациенты обращаются в страховые медицинские организации.

По статистике, собранной Всероссийским союзом страховщиков (ВСС), на первом месте антирейтинга оказалось увеличение сроков ожидания плановой медицинской помощи. Прежде всего, эта проблема касается пациентов с онкологическими заболеваниями.

На втором месте в ТОП-5 нарушений прав пациентов в 2020 году – отказ в оказании медицинской помощи, несмотря на наличие клинических показаний. Чаще всего он происходит по двум причинам:

  • из-за нарушений преемственности медицинской помощи (при ошибках скорой помощи и поликлиник в определении показаний для госпитализации в стационар);
  • вследствие недостаточной диагностики (недообследовании) при установлении предварительного диагноза в приемном отделении стационара.

На третьей позиции – нарушение сроков постановки на диспансерное наблюдение и его периодичности. Это достаточно типовое нарушение со стороны поликлиник, которые не соблюдают алгоритм отслеживания дат посещений врача. В результате такие пациенты не получают вовремя назначений к узким специалистам.

На четвертом месте случаи, когда медицинские организации необоснованно не проводят нужные пациенту диагностические мероприятия. Пятым пунктом следует нерациональная фармакотерапия: назначения лекарственных препаратов с нарушением инструкций по их применению.

«В 2020 году медицинские учреждения были перегружены из-за пандемии COVID-19, поэтому нарушение сроков плановой медицинской помощи, к сожалению, встречалось очень часто. Вместе с тем, эта проблема существует и в «мирное время», особенно при госпитализации онкологических больных. Нарушение сроков госпитализации больных происходит в виду плохо проработанной медицинскими организациями маршрутизации пациентов и ненадлежащего информирования населения о важности своевременных госпитализаций», – отмечает эксперт ВСС Сергей Шкитин.

Экспертизы качества медицинской помощи страховых компаний в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС) позволяют выявлять нарушения при исполнении требований к охране здоровья граждан, установленных законом и Минздравом России. Это обеспечивает защиту прав пациентов на доступную и качественную медицинскую помощь, так как в итоге выявленные нарушения могут устраняться, а в дальнейшем (в аналогичных ситуациях у таких же пациентов) более не допускаться.

«Нарушение порядка и стандартов в оказании медицинской помощи в 78% случаев означает риск прогрессирования заболевания или осложнений», – говорит вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов.

Однако, защита прав пациентов напрямую зависит от компетенций экспертов, объективности, законности и принципиальности их позиции. Именно такие эксперты и делают эффективной защиту прав наших граждан, и достигается это путем проведения по-настоящему независимых экспертиз.

Инфографика

 

В случае отказа в оказании медицинской помощи, а также по любым вопросам, связанным с порядком получения и качеством оказываемой медпомощи, правами пациентов в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) – обращайтесь в свою страховую медицинскую организацию (СМО).