Клиника, на приеме у врача

Согласно статистике Всероссийского союза страховщиков (ВСС), с начала 2021 года наблюдается рост числа обращений и жалоб пациентов. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года число обращений в среднем увеличилось на 10 тысяч в неделю, что превышает среднегодовой уровень на 15%.

Отмечается, что пик пришелся на последнюю неделю февраля этого года, когда страховщики зафиксировали абсолютный максимум обращений с апреля прошлого года – более 116 тыс. обращений на «горячую линию» страховых компаний.

Страховые медицинские организации (СМО), начиная с 2019 года, фиксируют постоянный рост числа обращений по поводу замены врача или лечебного учреждения. Наибольшее количество наблюдается в регионах Приволжского федерального округа (Башкортостан, Татарстан) и в столичном регионе (Москва и Подмосковье).

В 2019-2020 отмечается тенденция двукратного роста обращений к страховым медицинским представителям, а в период пандемии начала ускоряться. К структуре обращений добавились вопросы, связанные с коронавирусной инфекций. На пике пандемии они занимали до 25%, сейчас же не превышают 2% от общего числа. Всего же со II кв. 2020 года к страховым медицинским организациям поступило порядка 4 млн обращений граждан.

«С момента создания института страховых медицинских представителей мы видим постоянный рост числа обращений пациентов с разными вопросами и жалобами. Все больше людей пользуется этим инструментом для защиты своих прав. Резкое увеличение числа обращений, начиная со второго квартала прошлого года связано с повышенной нагрузкой на медицинские учреждения, которая пришлась на период пандемии. В экстремальных условиях, к сожалению, пострадало качество медицинских услуг первичного звена здравоохранения. Кроме того, серьезное испытание пришлось на долю пациентов с хроническими заболеваниями. Им стало намного труднее получить плановую медицинскую помощь. Однако, как показывает статистика, 98% обращений к страховщикам были оперативно решены в интересах пациентов. Это показатель того, что вся система ОМС справилась с нагрузкой в чрезвычайных условиях», — рассказал вице-президент ВСС Дмитрий Кузнецов.

Пациенты могут обратиться за консультацией или помощью в свои страховые медорганизации в так называемые «точки контакта», которых в России насчитывается порядка 2 500.  С 2016 года в системе обязательного медицинского страхования в интересах пациентов работают страховые представители, на которых законом возложена обязанность защищать права и интересы пациента. На сегодня их общее число составляет более 14 тыс человек.