Специалисты Норвежского университета естественных и технических наук (NTNU) в ходе исследования доказали, что дети и взрослые учатся эффективнее и лучше запоминают информацию, когда пишут от руки.

Одри ван дер Меер (Audrey van der Meer), нейробиолог и профессор NTNU совместно с коллегами провели два исследования. Первое прошло в 2017 году, в нем приняли участие 20 студентов. Второе состоялось в 2020 году, в этом исследовании были задействованы 12 взрослых и 12 детей.

Во время исследования проанализированы модели мозговых волн как у детей, так и у молодых людей, во время письма от руки, и когда они же печатали на клавиатуре. Результаты выявили отчетливо разные мозговые паттерны между заданиями, что привело исследователей к предположению, что обучение все же более эффективно, когда оно сопровождается ручным письмом.

«Когда вы ведете ручкой по бумаге, пишете буквы и слышите звук, который издаете во время письма, вы испытываете больше чувств. Эти переживания создают контакт между различными частями мозга и открывают его для обучения», — поясняют исследователи.

Похожая мозговая активность возникает и во время рисования, но во время печати ничего подобного нет. В исследовании говорится, что нейронные процессы, связанные с почерком и рисованием, кажутся более похожими друг на друга, чем при машинописном письме на клавиатуре. Активность мозга при наборе текста заметно отличалась как от ручного письма, так и от рисования.

Исследователи подчеркивают, что они ни в коем случае не призывают отказаться от цифровых устройств в образовании. Они лишь указывают на существование разницы между нейронными процессами и методом записи информации. Один из которых настраивает мозг на обучение, а другой — нет.