Почему некоторые умнее других? И откуда берется интеллект?

535
Изучение интеллекта
Изучение интеллекта

С незапамятных времен ученые пытаются выяснить, почему некоторые люди умнее других? И что нужно предпринять, чтобы ваша голова лучше соображала?

В октябре 2018 года Венцель Грюс продемонстрировал нечто невероятное миллионам телезрителей: ученик из маленького немецкого городка Ластрут более пятидесяти раз подряд отбил футбольный мяч головой и между делом возвел в пятую степень число 67, получив десятизначный результат всего за 60 секунд. Поразив всех тем, что он ни разу не уронил и не подхватил мяч руками, во время проведения математических вычислений.

На последнем чемпионате мира по устному счету Венцель, которому сейчас 17 лет занял третье место. 

Почему же одни люди обладают большими умственными способностями, чем другие? Этот вопрос еще 150 лет назад интересовал британского исследователя природы Фрэнсиса Гальтона (Francis Galton). При этом было обращено внимание, что часто различия в интеллекте связаны с происхождением человека. В своем труде «Наследственный гений» (Hereditary Genius) Фрэнсиса Гальтон делает вывод, что человеческий интеллект может передаваться по наследству.

За последнее время учеными было обнаружено, что:

  • Мозг у одних людей работает эффективнее, чем у других. Их владельцы обладают большими интеллектуальными способностями. Но какова общая нейробиологическая основа, пока еще не ясно.
  • Обнаруживаются все новые и новые гены, способствующие развитию высокого интеллекта. Многие из них располагаются в пирамидных клетках коры головного мозга.
  • Чем длиннее и более разветвлены клеточные волокна в височных долях мозга, тем человек в принципе умнее. В других участках мозга благоприятное влияние на интеллект оказывает малая плотность нейронов.

Сегодня ученые считают, что интеллект на 50-60% передается по наследству. Иными словами, разница в IQ между двумя людьми на добрую половину объясняется строением их ДНК, полученной от родителей.

В последнее время, благодаря технологическому прогрессу, картина несколько изменилась. План строительства каждого отдельного человека заключен в его ДНК — своеобразной гигантской энциклопедии, состоящей из приблизительно 3 миллиардов букв. К сожалению, она написана на языке, которого мы не знаем. Хотя мы и можем читать буквы, но смысл текстов этой энциклопедии остается от нас скрыт. Даже если ученым удается секвенировать всю ДНК какого-либо человека, они не знают, какие ее участки отвечают за его умственные способности.

Интеллект (IQ) имеет латинские корни и происходит от существительного intellectus, переводимое, как «восприятие», «разумение», «понимание», «рассудок» или «ум». Психологи понимают под интеллектом общую ментальную способность, охватывающую различные компетенции: например, способность решать проблемы, понимать комплексные идеи, абстрактно мыслить и учиться на опыте.

Обычно, интеллект не ограничивается одним предметом, например, математикой. Тот, кто хорош в одной области, часто выделяется и в других. Четко ограниченные одним предметом дарования встречаются редко. Поэтому, ученые исходят из того, что существует общий фактор интеллекта, так называемый фактор G.

Немецкий психолог Вильям Штерн (William Stern) еще в 1912 году предложил новый метод, при котором возраст интеллектуального развития делился на хронологический возраст, а получаемая при этом величина называлась коэффициентом интеллекта (IQ). И хотя название сохранилось до сих пор, сегодня IQ больше не описывает возрастные коэффициенты. Вместо этого IQ дает представление о том, как соотносится уровень интеллекта того или иного индивида с уровнем интеллекта среднестатистического человека.

На данный момент, ученые пришли к тому, что «умная голова» складывается из множества составляющих, причем их соотношение может варьироваться. Важны и пирамидные клетки как эффективные процессоры, и белое вещество как система быстрой связи и хорошо функционирующая рабочая память. К этому добавляется оптимальное мозговое кровообращение, крепкий иммунитет, активный энергетический обмен и так далее.

Чем больше наука узнает о феномене интеллекта, тем яснее становится, что его нельзя связать только с одним компонентом и даже с одним определенным участком мозга. Но если все работает как надо, то человеческий мозг способен творить удивительные вещи.

Все вышеприведенное можно проследить на примере южнокорейского физика-ядерщика Кима Ун Ёна, который обладая IQ в 210 единиц, считается самым умным человеком на Земле. В семь лет он решал на японском телешоу сложные интегральные уравнения. В восемь лет его пригласили в НАСА в США, где он проработал десять лет.

Более подробно об интеллекте читайте на сайте ИНОСМИ.