Нюансы и суть человеческой речи

167
Использование мегафона
Использование мегафона

Большое значение в жизни человека играет его способность к пониманию и воспроизведению слов, а именно, речь. Речь — это сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций. Она предполагает формирование и формулирование мыслей языковыми средствами, а  также — восприятие языковых конструкций и их понимание. 

Если рассматривать речь и память, нужно прежде всего чётко представлять, что любое слово — это такая же ситуация, как и все остальные. Если речь идёт о звуковом эквиваленте, то слово — это звуковой образ, воспринимаемый ухом. Печатное слово — тоже зрительный образ, но учтите, что не все люди умеют писать и читать, и всё-таки они люди.

Слова и их сочетания подчиняются тем же законам, что и все остальные образы. Сначала человек учится основным понятиям и основным словам, затем зависимым понятиям (классам отличий) и словам, которые их обозначают.

Так же, как и другие образы, слова могут быть текущими и долговременно хранящимися целями. Это позволяет человеку максимально компактно использовать возможность гиппокампа — ведь слово может обозначать очень далекую цель (хочу стать космонавтом) или очень обобщенную (хочу жить лучше).

Изначально суть речи — это обучение одновременно одному образу разных сенсориумов при одном и том же внутреннем коде. Таким образом, изначально, при первом обучении, любому слову должен соответствовать конкретный образ, который был воспринят системой в одном из сенсориумов.

Звуковой образ может ставиться в соответствие зрительным, звуковым же, или соматосенсорным (т.е. движениям и кожно мышечным ощущениям). Существование языка жестов для немых доказывает, что все эти возможности реализуемы, равноправны и не надо понимать речь только как звуковые образы.

В математическом понимании, для обучения речи система должна иметь минимум два типа сенсориума. Чем меньше типов сенсориумов имеет система, тем труднее обучить её речи. Например, глухонемые от рождения дети могут быть обучены только по специальной методике.

Таким образом, речь, представляет собой, совокупность образов. Образами являются отдельные слова, предложения, стандартные фразы (фразеологизмы), отдельные звуки. Так же, как и другие образы, целые хранятся в левом полушарии, а их незначимые части (история взаимодействия) — в правом.

В то же время существует мнение, что определенные участки коры специально выделены для хранения речевой информации. Есть даже сообщения о выделении специального «речевого» гена.

Нет ничего удивительного в том, что у разных людей одинаковую по значению информацию мозг хранит в одинаковых местах. Просто так удобнее. Если все люди передвигаются на двух ногах, то из этого не следует, что на четырёх точках человек не может передвигаться — когда это необходимо, он делает это.

Когда мозг ставится в трудное положение, он также переобучается и хранит информацию там, где это возможно, а не только в «специально» выделенных для этого областях. Поэтому сообщения об открытии «особых» зон не стоит воспринимать как сенсацию, которая может быть использована практически.