В Европе растет число подростков, беспокоющихся о своем психическом здоровье

107

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала свой отчет «Здоровье и благополучие подростков в центре внимания» о поведении европейских подростков в возрасте 11–15 лет в отношении к своему здоровью. Отчет свидетельствует о росте числа подростков, которые беспокоятся конкретно о своем психическом здоровье.

Копенгаген (Дания), 19 мая 2020 г.

В отчете даны обширные сведения о физическом здоровье, социальном взаимодействии и психическом благополучии 227 441 школьника в возрасте 11, 13 и 15 лет из 45 стран. В нем содержатся исходные данные, сравнение с которыми позволит в будущем оценить влияние COVID-19 на жизнь молодежи.

В новом отчете о проведении международного исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья (HBSC)», опубликованном Европейским региональным бюро ВОЗ и содержащем информацию о поведении школьников из 45 стран в отношении здоровья и социального взаимодействия, отмечается, что психическое благополучие подростков во многих странах за период с 2014 по 2018 г. ухудшилось.

«Тот факт, что всё больше подростков в Европейских регионах сообщают о своих признаках слабого психического здоровья – подавленном настроении, нервной возбудимости, раздражительности, – повод всем нам обеспокоиться» , – считает доктор Hans Henri P. Kluge, директор Европейского регионального бюро ВОЗ.

В отчете показано, что психическое благополучие ухудшается по мере взросления детей, при этом у девочек риск развития психических расстройств выше, чем у мальчиков. Каждый четвертый подросток сообщает о нервном напряжении, раздражительности или нарушениях сна не реже раза в неделю.

Отмечены значительные расхождения между странами в уровне психического благополучия подростков. Это указывает на то, что в психическом благополучии играют роль культурные, политические и экономические факторы стран в отдельности.

По сравнению с 2014 г. примерно в трети стран наблюдается рост числа подростков, тяжело переносящих школьные нагрузки, и наоборот, сокращение числа тех, кому нравится учиться. В большинстве стран отношение к школе ухудшается по мере взросления детей, а удовлетворенность подростков учебой и их оценка поддержки со стороны учителей и одноклассников ухудшаются по мере увеличения нагрузки в школе.

Основными проблемами по-прежнему являются рискованное поведение, неправильное питание и недостаток физической активности.

«В отчете HBSC освещается широкий круг вопросов, благодаря чему возможно получить важные сведения о жизни сегодняшних подростков; кроме того, у нас появляется отправная точка, чтобы в 2022 г., когда мы получим результаты следующего исследования, оценить влияние COVID-19 на подростков», – считает Martin Weber, руководитель программы в области здоровья детей и подростков.

Данные HBSC используются на национальном, региональном и международном уровнях для получения новых сведений о здоровье и благополучии подростков, выявления социальных детерминантов здоровья и информационной поддержки политических решений и практических мер, направленных на улучшение жизни молодых людей в Европейском регионе и Канаде.

Международный координационный центр HBSC расположен в Университете Глазго (Соединенное Королевство). Более подробная информация об исследовании и о странах-участницах размещена на сайте HBSC.