«Худые вести не лежат на месте»: как соцсети искажают информацию

Catastrophe
Ученые выяснили, что при пересказе «плохих» новостей через социальные сети люди склонны преувеличивать масштабы несчастий в стиле «испорченного телефона» по возрастающей, сообщает NeuroScience News со ссылкой на Risk Analysis. Профессор психологии Томас Хиллс (Tomas T. Hills) и его коллега Роберт Джайелло (Robert D. Jagiello) из Уорвикского университета (Великобритания) провели первое в своем роде исследование, в ходе которого объяснили, почему современный мир кажется все более ужасающим и опасным.

В эксперименте приняли участие более 150 испытуемых, привлеченных через соцсети. Их разделили на группы по 8 человек. Первому в команде давали прочесть новость о каком-либо катастрофическом происшествии, написанную в нейтральном стиле и подкрепленную фактами. Каждый последующий отправлял сообщение другому участнику по цепочке, опираясь на полученные данные и собственную фантазию. Последнему в группе давали также ознакомиться с первоначальной статьей.

В результате оказалось, что в каждой цепочке происходило одно и то же: с каждым последующим участником история становилась все более устрашающей, с все более глобальными последствиями. Самым интересным оказался факт, что напоминание о первоначальном событии не смогло остановить необоснованное преувеличение катастрофы.

Профессор отметил, что полученные данные объясняют, каким образом фейковые новости продолжают распространяться даже при их опровержении. Установлено такое свойство социальных сетей, как одновременное искажение и усиление исходной информации. Это напоминает круги на воде: чем дальше находятся собеседники от первоначальных данных, тем выше вероятность, что новости неточны и преувеличены. И это объясняет, почему окружающий мир кажется нам все более тревожным и страшным, хотя в реальности он становится безопаснее.