Ученые обнаружили универсальные антитела

Ученые из Немецкого центра исследования рака (сокр. нем. DKFZ) впервые обнаружили антитела (иимуноглобулины), которые способны распознать и нейтрализовать разные микроорганизмы. Результаты исследования они опубликовали в журнале Nature Immunology.

Из крови здоровых людей эксперты под руководством профессора, доктора Гедды Вардеманна выделили моноклональные антитела против клебсиеллы (Klebsiella pneumoniae). Как правило, одно белковое соединение распознает определенные полисахаридные структуры на поверхности определенных бактерий, и его действие направлено исключительно против них. Однако обнаруженные иммуноглобулины защищали от разных серотипов клебсиеллы и даже более того. «Они не ограничивались только одним возбудителем, а распознавали также другие бактерии и даже дрожжи и вирусы», — сообщает иммунолог в пресс-релизе DKFZ. Это связано с наличием определенных структур сахара на поверхности клеток: все микроорганизмы, к которым прикреплялись иммуноглобулины, имели покрытие из маннозы.

Таким образом, благодаря специфическим антителам, которые распознают липополисахаридный О-антиген клебсиеллы на разных микроорганизмах, возможными эффективный иммунологический контроль. С их помощью иммунная система способна отразить атаку разных возбудителей заболеваний. О том, что она умеет производить такие «универсальные антитела» ученые до сих пор не знали.

Здоровым людям Klebsiella pneumoniae не опасна. Но при ослабленном иммунитете она может сильно размножиться и вызвать развитие опасного для жизни недуга. Клебсиелла часто вызывает больничные инфекции. Использование иммуноглобулинов в терапевтических целях интересно, прежде всего, ввиду растущей антибиотикорезистентности. Первые исследования доказали эффективность универсальных антител. «У мышей они нейтрализовали разные подгруппы клебсиеллы и защитили животных», — сообщает Вардеманн.

По материалам Pharmazeutische-zeitung.de