Немецкие ученые рассказали о световых дефибрилляторах

Имплантируемые кардиовертер-дефибрилляторы (ICD) используются во врачебной практике уже несколько лет. Эти устройства размером с кардиостимулятор распознают вентрикулярную аритмию и устраняют ее целенаправленным электроразрядом, помогая спасти жизнь. Однако в месте установки прибора возникают болезненные ощущения, и многие носители ICD испытывают перед ними сильный страх. Меньше страданий мог бы причинять имплантируемый «оптический» дефибриллятор, разработанный специалистами Института физиологии I при Боннском университете.

Ученые использовали метод оптогенетической стимуляции, который первоначально был разработан исследователями мозга, чтобы стимулировать отдельные нервные клетки. Для этого в клетки встраивается ген для так называемого канального родопсина, белка одноклеточной водоросли, который под воздействием света изменяет проницаемость ионов через клеточную мембрану, что приводит к упорядоченному сокращению сердечной мышцы.

Боннские эксперты протестировали новый метод на трансгенных мышах, у которых ген имелся в клетках с рождения. После искусственно вызванного инфаркта сердца они смогли за одну секунду устранить ветикулярную аритмию с помощью эпикардиального облучения.

Сделать то же самое у человека не получится, так как люди не рождаются с таким геном. Однако встроить его в сердечную мышцу, например, пациентам, которые перенесли инфаркт, можно также и позже, используя для этого измененные аденовирусы. Эксперимент с мышами, которых удалось вылечить маломощным синим светом, удался. Теперь очередь за человеком. Однако поскольку сердце у него намного больше, чем у грызунов, необходим более мощный красный свет.

Ученые говорят о возможности имплантации электросети на околосердечную сумку. Но для этого потребуется операция на открытом сердце, в то время как обычный ICD, как и кардиостимулятор, имплантируется без вскрытия грудной клетки. Стоит ли рисковать ради безболезненной дефибрилляции, подвергаясь такой операции и небезопасному лечению аденовирусами? Это вопрос пока остается открытым.

По материалам Aerzteblatt.de