Мозг способен сам себя награждать при обучении

Мозг способен сам себя награждать при обучении
Мозг способен сам себя награждать при обучении

«Люди и животные учатся, когда получают награду за свое поведение, а также тогда, когда они только ожидают вознаграждения», — объясняет Темме Нессельт из Института психологии при Магдебургском университете имени Отто фон Герике, главный автор нового исследования. Возможные вознаграждения — это похвала и социальные интеракции. «Однако в повседневной жизни мы часто усваиваем новые знания, ничего за это не получая. Поэтому мы задались вопросом, как при таком обучении информация сохраняется в памяти», — рассказывает Нессельт.

Ученые обследовали участников исследования с помощью функциональной МРТ. Добровольцы читали пары предложений, которые содержали новые слова, и пытались понять их значение. Если они успешно их уясняли, то отвечающие за память регионы, такие как гиппокамп, активировались вместе с центром удовольствий (nucleus accumbens). Чем больше они взаимодействовали, тем лучше были индивидуальные результаты обучения. «Очевидно, новое знание о значении слова активирует систему вознаграждения», — сообщают ученые. Это приводит к выработке нейромедиатора дофамина, который способствует формированию прочных следов памяти.

Дополнительно ученые выяснили, насколько приятно участникам узнавать каждое новое слово. Оказалось, что наибольшую радость они испытывали, если новая информация сохранялась в памяти также через неделю.

В целом результаты исследования показали, что самоуправляемое обучение может быть самопоощряемым. Теперь ученые планируют выяснить, когда оно представляет собой более эффективный метод, чем стратегии, построенные на внешней инициативе и вознаграждении, и при каких обстоятельствах два вида стратегий оптимально взаимодействуют.

По материалам Aerzteblatt.de