Ученые выяснили, как работает иммунитет при подагре

162
Ученые выяснили, как работает иммунитет при подагре

Подагра — это болезнь обмена веществ, при которой в организме накапливается мочевая кислота. Она откладывается в форме крошечных кристаллов с острыми краями в суставах и тканях. Иммунная система пытается избавиться от них. В результате возникают сильные приступы боли. Однако интересно то, что даже без лечения они стихают через несколько дней, хотя кристаллы мочевой кислоты по-прежнему травмируют ткань.

Причины и механизмы такого самоизлечения до сих пор были неизвестны. Теперь ученые выяснили, что ключевую роль при этом играет группа белых кровяных телец – так называемых нейтрофильных гранулоцитов. Эти фагоциты образуют первую линию иммунной защиты. «Мы наблюдали, что эти клетки буквально взрываются, когда попадают к очагу воспаления», — объясняет доктор Маркус Хоффманн из Медицинской клиники 3 со специализацией в области ревматологии и иммунологии при Университетской клинике Эрлангена. При этом составные части клеток, такие как субстанция ДНК и белки, образуют в ткани плотные сетки. Чем сильнее защитная реакция и чем больше гранулоцитов борются с воспалением, тем плотнее и сложнее получаются эти сетки, которые окутывают опасные вещества — например, кристаллы мочевой кислоты. Нейромедиаторы воспаления тоже запутываются в них, словно рыбы, а затем деактивируются и расщепляются. Свернувшиеся сетки могут стать такими большими, что их хорошо заметно. В таком случае их называют подагрическими узлами.

В ходе исследований ученые смогли также показать, что больные, у которых из-за генетических изменений такие сетки не образуются, страдают от хронического воспаления в больной ткани, так как вызывающие его вещества могут беспрепятственно распространяться. Сведения о том, как организм может самостоятельно ограничивать распространение воспаления, позволяют надеяться на появление новых методов лечения.