Ученые нашли рецептор, который впускает токсин в клетку

Clostridium perfringens

Ученые из Института экспериментальной и клинической фармакологии и токсикологии при Фрайбургском университете описали рецептор, который проводит в клетки ядовитое вещество TpeL бактерии Clostridium perfringens. Клостридия перфрингенс вызывает газовую гангрену и отравление пищевыми продуктами. TpeL сильно походит на яды многих других больничных бактерий рода Clostridium. Токсины привязываются к молекулам, проникают в клетку и вызывают ее смерть. «Чтобы воспрепятствовать попаданию ядовитых веществ в клетку, необходимо было найти рецептор, который служит как калитка. Однако поиски этой важной молекулы долгое время оставались безуспешными», — говорят ученые. Теперь исследователи из Фрайбурга вместе со своими коллегами из Дюссельдорфа, США и Нидерландов впервые идентифицировали рецептор для токсина Clostridium данного типа. Результаты опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

Клостридии вызывают у людей и животных кишечные заболевания и раневые инфекции, которые часто приводят к смерти. Инфицирование этими возбудителями в клиниках представляет собой большую проблему для медиков. Нередко оно происходит после лечения антибиотиками и приводит к диарее, а также к смертельному воспалению кишечника.

Ученые выяснили, что при отключении гена протеина LRP1 на поверхности клетки она становится невосприимчивой по отношению к ядовитому веществу TpeL. Протеин LRP1 транспортирует обычные белки, которые переносят жиры в крови. Как оказалось, он также является тем рецептором, который управляет поступлением токсина TpeL.

Используя полученные данные, можно будет разработать новые активные вещества против опасной бактерии. Кроме того, открытие послужит толчком к новым исследованиям, которые помогут идентифицировать другие рецепторы.