Музыкальная терапия для детей

Музыкальная терапия
Музыкальная терапия

Утверждение, что музыкальная терапия – это прослушивание музыки вместе с терапевтом, является неверным. Она проходит иначе.

«Расхожее мнение дилетантов о музыкальной терапии состоит в том, что пациенту проигрывается музыка, которая должна оказать определенное действие», говорит профессор Лутц Нойгебауер, который является членом правления Немецкого музыкально-терапевтического общества.

Первый раз это звучит странно: врач отвечает на громкие крики и плач своего четырехлетнего пациента Мустафы высокими дребезжащими звуками пианино и завывающим пением. «Из-за аутического расстройства Мустафа не мог говорить, пока не попал в мой кабинет», — говорит профессор.

Дети с задержкой речевого развития учатся выражать свои мысли с помощью музыки. Это могут быть также просто бренчание на пианино или монотонное стучание по барабану. «Во всем, что делают дети, есть музыкальные элементы», — объясняет Нойгбауер. Также крики терапевт понимает как музыкально-голосовое выражение мыслей, на которое он реагирует музыкой. «Так дети могут объясниться и без слов». Затем через музыку они медленно приходят к первым словам.

Музыкальная терапия может выглядеть и совсем по-другому. Андреас Вёлфл из Свободного музыкального центра в Мюнхене работает над своим проектом «Сила барабана». Также он хочет дать детям, прежде всего, возможность выразиться. «Мы установили, что постоянно встречаются дети и подростки, которые отличаются беспокойством или агрессией», — рассказывает он. Чтобы этому противодействовать, Вёльфл и один из его коллег стартовали проект «Сила барабана» для учеников 10 — 13 лет.

В связи с этим проектом были проведены три исследования, которые доказали, что наряду с взаимодействием внутри коллектива у школьников улучшаются также концентрация и учебное поведение.

Эти еще неопубликованные результаты подтверждает исследование музыкального педагога Ханса Гюнтера Бастиана из Университета Франкфурта-на-Майне. Во время шестилетнего исследования в берлинских начальных школах Бастиан подтвердил, что в школах с усиленным преподаванием музыки концентрация и сплоченность коллектива выше, чем в школах, где ей не уделяют много внимания.

Почему занятия музыкой оказывают такое чрезмерное воздействие на человеческое взаимодействие, профессор Экарт Алтенмюллер из Музыкального института в Ганновере объясняет так: «Музыка принадлежит к нашему эволюционному наследству. Она – очень мощный раздражитель, способный объединять людей в группы и побуждать их общаться».

Уже млекопитающие издавали эмоциональные призывы, которые побуждали их сородичей приблизиться к ним или утешить их. «Из этого у нас развилась музыка», — говорит Альтенмюллер. Сначала в форме эмоционального древнего языка, в котором не было семантического содержания, а он просто выражал чувства. «Позже, примерно сто тысяч лет назад, люди использовали усовершенствованную музыку, чтобы она способствовала сплоченности групп».

При индивидуальной терапии занятия музыкой могут способствовать излечению. Когда дети видят, что они могут общаться и их понимают, они хотят пробовать все больше.

По материалам Welt.de