Бактериофаги — эффективное оружие для борьбы с инфекциями

Бактериофаги — это вирусы, которые способны целенаправленно атаковать и уничтожать бактерии, что делает их интересным оружием для борьбы с инфекционными заболеваниями. Ученым из Швейцарской высшей технической школы Цюриха (сокр. ETH Zürich) удалось изменить их таким образом, чтобы использовать в определенных целях. Команда профессора Мартина Лэсснера, специалиста в области микробиологии продуктов, рассказала о новой технологии в специальном журнале PNAS.

Согласно ученым, бактериофаги можно генетически модифицировать, наделив любыми дополнительными функциями и пробудив к жизни в бактериальной «суррогатной матери» — листерии. К удивлению экспертов, шарообразные L-формы этого возбудителя производили не только свои собственные специфические фаги, но и те, которые атаковали другие бактерии. Когда листерии заставляли лопаться, синтетические бактериофаги высвобождались, и их можно было использовать для лечения или диагностики и размножать.

Развития резистентности ученые, согласно пресс-релизу ETH, почти не опасаются. Она возникнет лишь в том случае, если бактерия изменит структуру поверхности, чтобы предотвратить прикрепление вируса. Швейцарцы надеются, что с помощью новой технологии смогут разрабатывать фаги, против которых возбудители еще не выработали невосприимчивость.

«Инструменты, которые имеются у нас в распоряжении, помогут использовать потенциал фагов в терапии и диагностике заболеваний, а также и в пищевой промышленности», — пишет Лэсснер. Исследователи подали заявку на получение патента и надеются найти лицензиатов, которые захотят производить узкоспециализированные бактериофаги.

По материалам Aerzteblatt.de