Генетически обусловленный рак груди можно предотвратить!

В 2010 году группа ученых во главе с Йозефом Пеннингером, научным директором Института молекулярной биотехнологии  Австрийской академии наук (IMBA), обнаружила, что половые гормоны могут вызывать рак молочной железы. Речь шла о белке RANK и его рецепторе RANKL, главных факторах в метаболизме костной ткани. Они воспринимают информацию половых гормонов и посылают клеткам груди сигнал, который стимулирует ее рост. Это происходит в организме каждой женщины во время беременности и менструального цикла. Однако при нарушении баланса в работе белком и рецептора начинается неконтролируемое разрастание клеток.

Молодая ученая Верена Зигл из группы Пеннингера обнаружила, что при мутации в гене BRCA1 белок RANKL играет решающую роль в развитии генетически обусловленного рака. В ходе своего исследования она сравнивала мышей, которые были носителями такой мутации. При активности RANK и RANKL в груди наблюдались злокачественные изменения, появлялись опухоли. При их блокировании рак не развивался.

Чтобы проверить, применимы ли полученные результаты к человеку, ученые взяли клетки ткани молочной железы у женщин, которые по причине наличия мутации в BRCA1 подверглись превентивной ампутации груди. После блокирования RANK также и в культуре человеческих клеток наблюдалось значительное замедление роста и распространения клеток ткани молочной железы. Это наблюдение подтвердило, что профилактика рака у человека, направленная против RANKL, может быть очень эффективной.

Согласно ученым, на рынке уже имеется подходящий медикамент, который воздействует на RANKL. Называется он «Деносумаб» и используется для лечения остеопороза и костных метастаз.