ОМС, как основной источник финансирования системы здравоохранения

Health-Insurance

Если следовать определию Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), то главной целью любой национальной системы здравоохранения должно быть улучшение здоровья граждан отдельно взятой страны. Чтобы такая система функционировала, необходимы не только профессиональные кадры, включая медицинские и административные, но и разного рода ресурсы: технические, лекарственные, научные и, кончено же, финансовые.

Примерно до 90-х годов прошлого столетия проблем у национальных систем здравоохранения было с избытком, но главным и, можно сказать, единственным ограничителем развития системы здравоохранения были общий (дефицитный) объем и часто утверждаемая не на основе объективного анализа, а на основе реализации корпоративных интересов, структура расходования средств. Очевидно, что в подобных условиях не приходится говорить о наличии некой эффективности расходования ресурсов, шкалы ее измерения.

Здесь важно отметить, что начало реформирования национальных систем здравоохранения было положено в условиях:

  1. Дефицита финансирования здравоохранения, наиболее остро выраженного в Российской Федерации и противопоставляемого избытку финансирования, характерному для начала реформ в экономически развитых странах.
  2. Практически полного отсутствия механизмов обеспечения эффективности использования ресурсов, поступающих в систему. В противоположность данной ситуации в экономически развитых странах такие механизмы не отсутствовали вовсе, а лишь были недостаточно результативны.

В указанных условиях реформа национальных систем здравоохранения не могла не пойти по пути поиска новых, дополняющих (а в некоторых случаях и замещающих) государственные источников финансирования, создания механизмов, обеспечивающих эффективность расходования ресурсов.

В ходе реформирования национальных систем здравоохранения основным дополняющим (либо замещающим) источником финансирования системы стало обязательное медицинское страхование (ОМС). Которое было дополнено добровольным медицинским страхованием (ДМС).

Основным отличием ДМС от ОМС является то, что при добровольном страховании человек сам выбирает нужные ему виды медицинской помощи, а так же указывает в договоре медицинские услуги и даже лечебные учреждения, в которых нуждается. Так, например, полис ДМС от «Городской страховой медицинской компании» в Санк-Петербурге может гарантировать своим клиентам получение своевременной и высококачественной медпомощи в различных профильных клиниках, включая медицинские центры международного уровня, профессиональные консультации специалистов, включая юридические услуги, самостоятельное планирование посещения врачей, ну и самое главное — превосходную денежную экономию ваших затрат на лечение. И даже, если вы надумаете лечиться за рубежом, то с таким полисом это вполне реально.

Остается только сказать, что ОМС в 1992 году было введено в Венгрии, Вьетнаме, Словении и Эстонии. В 1993 году – в Латвии, России, Словакии, Чехии. Необходимо отметить, что введение обязательного медицинского страхования в некоторых странах (например, в Албании) изначально рассматривалось лишь как дополняющий, по отношению к бюджету, источник финансирования здравоохранения. Другие страны (Россия, Казахстан) декларировали, что обязательное медицинское страхование должно стать заменителем бюджетного финансирования здравоохранения. Наконец, наиболее последовательными, наименее популистскими в плане проведения реформ оказались Эстония, Словения, Румыния. К перераспределению через систему обязательного медицинского страхования было направлено подавляющее большинство (не менее 70%) средств, идущих на финансирование здравоохранения. В результате такого перераспределения большинство стран публично отказалось от введения обязательного медицинского страхования, считая бюджетное финансирование здравоохранения более стабильным и надежным.