Ученые открыли белок, который защищает от хлора

Иммунные клетки производят реактивный кислород и таким образом подвергают бактерии окислительному стрессу. Ученые исследовали, что происходит в них потом. Больше всего внимания они уделили изменению белков, особенно RidA.

RidA отвечает за то, чтобы при производстве определенных аминокислот быстрее расщеплялся полупродукт. Чтобы выяснить, как он реагирует на окислительный стресс, ученые подвергли его воздействию всевозможных реактивных форм кислорода, которые производятся иммунными клетками. Среди них был также и хлор. Определенные виды кислорода дезактивировали RidA, и поэтому полупродукт больше не расщеплялся. После того как белок подвергся воздействию хлора, он и вовсе перестал образовываться. Ученые объясняют это тем, что RidA крепко присоединился к белку, выделяющему полупродукт. Другими словами: в присутствии хлора он превратился в так называемый шаперон.

В таком виде RidA может защищать другие белки. Когда они денатурируют, что происходит, например, при контакте с хлором или нагревании, то в итоге они сворачиваются. Это приводит к тому, что белковый раствор мутнеет. Ученые смогли измерить это помутнение с помощью флуоресцентного спектрометра. Однако если они добавляли в раствор обработанный хлором RidA, то он оставался прозрачным. Свернувшиеся белки уже не функционировали, а шаперон предотвращал сворачивание и таким образом защишал клетку.

Кроме того, ученые выяснили, что после того как хлорная угроза миновала, RidA мог снова отпустить белки, и они продолжали выполнять свои функции. При повторном возникновении опасности он опять к ним присоединялся.

Ученые узнали также, как именно RidA преобразуется в шаперон. Эксперименты показали, что так называемое N-хлоринирование приводит к тому, что RidA становится гораздо более гидрофобным. А чем гидрофобнее белок, тем он более «клейкий» и тем лучше привязываются к нему развернутые белки. В таком состоянии RidA лучше защищает белки в бактериальной клетке от сворачивания.

При использовании хлора в качестве дезинфекционного средства это не имеет никакого значения. RidA помогает бактериям только при наличии небольшого его количества. В отличие от антибиотиков средства для дезинфекции не вызывают развитие резистентности. «Мы думаем, что активированные хлором шапероны играют роль, прежде всего, тогда, когда бактерии сталкиваются с иммунной защитой», — говорят ученые.