Нидерландские ученые разгадывают тайны старения

Стволовые клетки крови

В 2005 году умерла Хендрикье ван Андел-Схиппер, которая на тот момент считалась самой старой женщиной в мире. Еще в 1972 году, когда ей было 82 года, она решила пожертвовать свое тело науке. Теперь группе нидерландских ученых из Университетского медицинского центра в Амстердаме удалось расшифровывать наследственный материал Хендрикье. Они исследовали разные пробы тканей и обнаружили, что в крови пожилой дамы в конце ее жизни было две стволовых клетки, которые поддерживали большую часть жизненно важного кроветворения. К такому выводу они пришли, когда изучали и сравнивали мутации лейкоцитов.

Согласно ученым, при рождении у человека в крови насчитывается около 20 000 стволовых клеток. Примерно 1000 из них постоянно активны, делятся и таким образом постоянно обеспечивают организм новыми клетками. Однако их способность делиться ограничена. Их жизнь, как и жизнь почти всех здоровых клеток, зависит от теломеров, повторяющихся последовательностей ДНК на концах хромосом. Они придают носителям наследственного материала стабильность, однако становятся немного короче при каждом делении. И так происходит до тех пор, пока она не теряется свою способность делиться и обновлять организм. Стволовые клетки крови в течение жизни делятся намного чаще других. Нидерландские эксперты выяснили, что у Хендрикье их теломеры были примерно в 17 раз были короче, чем теломеры стволовых клеток мозга.

Теперь исследователи задаются вопросом: можно ли возобновить этот процесс? Способна ли, например, сохраненная после родов пуповинная кровь заменить в пожилом возрасте израсходованные стволовые клетки и таким образом стать чем-то вроде источника молодости, по крайней мере, для крови? Исследование начато не так давно, но первые сведения уже можно назвать многообещающими.