Ученые описали, как образуются метастазы

Рак кишечника – это во всем мире одно из самых частых онкологических заболеваний. Опухоли можно удалить. Опасной болезнь становится только тогда, когда опухолевые клетки начинают распространяться за пределы кишечника. По кровеносным сосудам они мигрируют в другие ткани и образуют метастазы. Дочерние опухоли уже сложнее обнаружить и удалить, и они могут привести к отказу органа и даже к смерти. Чтобы помешать опухоли образовать опасные метастазы, необходимо понять, как раковым клеткам удается разорвать цепи, которые удерживают нормальные клетки на отведенном им в организме месте.

В здоровых клетках кишечника имеются определенные белки, эфриновые рецепторы, которые определяют, какое место в ткани должны занимать железистые или стволовые клетки. Эти белки находятся на мембране и активны за счет контакта с другими клетками. Известно, что в раковых клетках эфриновые рецепторы контролируют путь сигнала, который не дает им мигрировать. Чтобы отделиться, опухолевые клетки прекращают работу рецептора, особенно таких белков, как EPHB2 и EPHB3. Как они это делают, до сих пор было неясно.

Фрейбургские ученые обнаружили на генах эфринового рецептора области, которые регулируют количество EPHB2 и EPHB3 на клетке. Эти так называемые гены-усилители отключены в опухолевых клетках кишечника, образующих метастазы. Причиной является ошибка в сети управления, в которой участвует белок Notch. Исследования также показали, что путь передачи сигналов Notch деактивирован в опухолях, которые плохо поддаются лечению. Таким образом, по его активности и регулированию EPHB, можно понять, насколько опасно злокачественное образование, и поставить более точный диагноз.