Спорт помогает повысить успеваемость в школе

Спорт помогает повысить успеваемость в школе
Спорт помогает повысить успеваемость в школе

Тело и душа, движение и обучение тесно взаимосвязаны. Маленький ребенок устанавливает контакт с внешним миром, хватая все и ощупывая. Навыки чтения, речи и письма приобретаются только благодаря комплексным движениям многочисленных мышц и функционирующему чувству равновесия. Много лет педагоги придерживаются мнения, что обучение — это цельный процесс, и нельзя концентрироваться только на умственном развитии. Теперь то же самое говорят эксперты в области неврологии.

Как конкретно движения влияют на память, способность к концентрации и другие когнитивные способности, ученые исследует в рамках многих проектов. Некоторые из них анализируют отдельно чувство равновесия. «Все известные мне исследования едины в том, что двигательная активность поддерживает и усиливает мотивацию к обучению», — говорит Райнер Хильдебрандтштраманн, профессор по спортивной педагогике и педагогики движения в Техническом университете Брауншвейга. «В этом отношении с определенной долей уверенности можно сказать, что хорошо структурированное занятие в комбинации с большим количеством движения, возможно, может привести к повышению успеваемости обучающегося». Однако спортивно-научные исследования не дали однозначных результатов.

Двигательная активность при обучении может быть разной. «Уже установлено, что школьный день проходит эффективнее, если первый час посвящен спорту», — объясняет профессор Манфред Шпитцер, психиатр и руководитель Трансферного центра неврологических наук и обучения при Ульмском университете. Подобное действие оказывает пробежка или езда на велосипеде перед занятиями. Однако эффект едва ли сохраняется на протяжении шести часов. Поэтому ритмичным должен быть сам школьный день. «Наряду со спортом важную роль может играть также музыка, которую дети не только слушают, но и выполняют под нее какие-то движения», — говорит профессор.

Необходимое дополнение — это достаточные перерывы. «Маленькие дети двигаются интуитивно. Они прыгают, шалят, балансируют и таким образом автоматически тренируют, в том числе, равновесие», — говорит Франк Биттманн, профессор по спортивной медицине в Потсдамском университете. К этому могут побуждать соответствующие игровые устройства.

По материалам Welt.de