Ученые разгадали феномен обострения слуха у слепых

обострение слуха у слепых
Известно, что люди, потерявшие зрение в детстве или молодом возрасте, компенсируют утрату развитием других сенсорных систем, в частности, слуха. До сих пор механизм развития этого явления был непонятен. Немецкие ученые из Тюбингенского университета выяснили, почему и каким образом развивается обостренный слух у слепых.

Оказывается, слепые легко могут распознать убыстренную речь, намного превышающую порог восприятия здоровых людей. Как объясняют немецкие врачи, зрячий человек разговаривает с максимальной скоростью шесть слогов в секунду. Скорость произнесения предупреждающего сообщения в конце рекламы составляет десять слогов в секунду, и это и есть предельный порог восприятия обычного человеческого слуха. Слепой же способен легко распознать двадцать пять слогов в секунду – на такой скорости люди говорить просто не могут.

В связи с этим в ходе исследования ученые использовали компьютерный генератор речи. Как выяснилось, в тех звуках, которые здоровым представлялись как какой-то невразумительный шум, слепые смогли услышать все до последнего слова.

Но самым ошеломляющим открытием эксперимента было то, что слепые, оказываются, слышат тем участком мозга, который у зрячих отвечает за способность видеть.

Как показала МРТ (магнитно-резонансная томография), во время распознавания сверхбыстрой речи у слепых активировался участок коры головного мозга, у здоровых людей отвечающий за зрение.

Кроме того, в результате эксперимента выяснилось, что у пациентов с врожденной слепотой изначально не формируются зрительные функции, поэтому зрительные центры мозга неактивны в отношении слуховой и визуальной стимуляции. Люди, ослепшие уже после окончательного формирования этих центров, перепрофилируют их для восприятия и обработки акустической информации, а те, кто утратил зрение в пожилом возрасте постепенно теряют эту способность.

Ученые объясняют, что механизм возникновения перепрофилирования зрительных зон на слуховые основан на перекрестной модальности мозговых центров.

Понимание причин и механизмов обострения слуха у слепых, считают исследователи,  поможет сделать еще более эффективным лечение в Германии и других странах людей с нарушениями зрения.